Регистрация Вход   форум

страничку "Он-лайн" ведёт известный

Семейный психолог

Подмаркова Ольга Александровна.
Европейская Ассоциация психотерапии.
Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги с 2003 года

 
я рекомендую;
Студия Шаров Флорист Видео Студия Фото Студия няня-идеал.рф Профессиональный хостинг я рекомендую
  Консультации Психолога
02 фев 2010, 23:31 Форум: Первый год жизни Тема: Первый поход к логопеду

 

  От «агу» до предложений

К этому специалисту мамы обращаются не тогда, когда у малыша что-то болит. Скорее, это происходит из-за их собственного беспокойства и стремления не упустить никаких нюансов в речевом развитии ребенка. Ведь именно этот врач занимается постановкой речи и исправлением возможных ее дефектов.
Первое посещение логопеда обычно приурочивается к моменту, когда ребенок должен пойти в детский сад — приблизительно в возрасте трех лет. Некоторые родители приводят детей еще раньше — в два или два с половиной года. Обычно поводом для обращения является сравнение своего крохи с другими малышами: дескать, «на детской площадке все дети разговаривают, а наш нет». Хотя на самом деле речевое развитие происходит у каждого ребенка по-разному. Некоторые детки уже в полтора года говорят много и более или менее четко, а некоторые и в два с половиной не слишком словоохотливы. На особенности речи влияют такие факторы, как развитие мозга, зрелость ЦНС, социальные условия, наличие психологических травм, общий соматический фон, нервно-психическая деятельность, генетические факторы, внутриутробное развитие. Огромную роль в становлении речи у малыша является общение его со взрослыми, довербальный контакт с родителями на первом году жизни. Поэтому так важно с самого рождения постоянно разговаривать с ребенком, причем не только маме, но и другим близким взрослым.
Нужно отметить, что от рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении с родными на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам именно родного языка, к той речевой среде, в которой он обитает. На втором году жизни начинается активнее манипулирование речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Прислушиваясь, сразу можно понять, сердится кроха или радуется, обижается или что-то просит. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые «слова», которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Услышав новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, словно играя с ним. Такие игры словами являются своеобразной ориентировкой в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Ребенок соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять артикуляцией. У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно в этом возрасте и закладываются ее основы.
Постепенно малыш накапливает знания о назначении окружающих предметов, явлениях окружающего мира, опыт социального поведения. В 3 года предметно-действенный вид деятельности сменяется на игровой. Если этого не происходит, значит, не исключено возникновение отставания. Поэтому так важно показать ребенка логопеду именно в три года. На приеме у врача большое значение имеет беседа. Оценивается поведение ребенка, умение понять и ответить на простейшие вопросы, типа: как тебя зовут, кто с тобой пришел, сколько тебе лет, какие игрушки у тебя есть и т.п. Застенчивые дети могут пойти на контакт не сразу. Специалист обязательно это учитывает и старается выбрать удобный момент, расположить малыша к себе. Родителей расспросят о том, как протекали беременность, роды, раннее развитие в грудничковом периоде, «комплекс оживления», когда появилось гуление (агу), лепет (папапапабабаба), первые слова (мама, папа, дай), предложения (Мама дай), были ли у ребенка какие-то психологические травмы, болезни, есть ли текущие заболевания. Кроме того, логопед оценит работу анализаторов — зрения (видит ли ребенок картинку, предмет) и слуха (слышит ли громкую, шепотную речь).
Поскольку речь — это сложный психический процесс, тесно взаимосвязанный с мышлением, памятью, вниманием, воображением, поэтому оценивается уровень их развития в совокупности. Для этого обычно применяются разнообразные методики : «Четвертый лишний» (из 4 предметов нужно выбрать 1, который не подходит к 3-м остальным по типу, цвету, назначению и т.п.), доска Сегена (вкладывание фигур в соответствующие по форме вкладыши), «Игрушка пропала» (определить, какая игрушка из нескольких предъявленных исчезла). Врач может попросить ребенка повторить стихотворение или прочитать наизусть свое любимое, пересказать услышанное, рассказать, что увидел на картинке, описать предмет. Он обследует состояние фонематического восприятия (как малыш слышит парные слоги типа са-ша, за-жа, ка-га, слова дом-ком, мак-лак), лексико-грамматического словаря (согласование существительных с прилагательными, с глаголами, типа: красивая машина, голубой шарф; машина приехала; с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол). Логопед проверит знание форм, цвета, промежуточных цветов, размеров, понятий длинный-короткий, высокий-низкий, большой-маленький, широкий-узкий, а также уровень словарного запаса ребенка, умение обобщать предметы, явления. Обязательно обследуется строение артикуляционного аппарата, учет механических повреждений (выпавшие зубы), оценивается работа мышц губ и языка: может ли малыш высунуть язык, повернуть его вправо-влево, вверх-вниз, растянуть губы в улыбке, вытянуть их вперед, надуть щеки. На основе полученных данных специалист ставит окончательный диагноз, дает рекомендации, при необходимости назначает курс корректирующих занятий.
Родителям нужно знать, что нарушения развития речи могут происходить по разным причинам, и лечение может запоздать, если ждать, что ребенок начнет говорить в 3 года и позже. Развитие речи происходит по определенным стадиям, которые наслаиваются друг на друга, поэтому выявить нарушения можно еще до того, как кроха произнесет первые слова. Поэтому задуматься об обращении к логопеду следует, если:
- в 1 месяц ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- в 4 месяца не улыбается, когда с ним заговаривают;
- в 5 месяцев не произносит отдельные звуки и слоги, например, «га-га-га», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»;
- в 7 месяцев не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком;
- в 9 месяцев не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний или слогов;
- в 10 месяцев не может махать головой в знак отрицания или несогласия, или помахать ручкой в знак прощания;
- в 12 месяцев не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить различные просьбы;
- в 1год 3 месяца не может адекватно употреблять слова «мама», «папа»;
- в 1 год 8 месяцев не может произносить 6 осмысленных слов;
- в 1 год 10 месяцев не может показать части тела, которые ему называют;
- в 2 года 5 месяцев не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
- в 3 года не может показать, какая из линий самая длинная;
- в 3 года 2 месяца не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
Очень важно также показать ребенка специалисту и перед школой на предмет его готовности и для оценки имеющихся знаний, своевременной коррекции дефектов звукопроизношения: ведь к шести годам все звуки должны быть полностью сформированы. При нескорректированных проблемах лексико-грамматического словаря, фонетико-фонематического восприятия возможны в дальнейшем проблемы и в процессе обучения в школе.( в освоении чтения и письма) При необходимости логопед назначит маленькому пациенту курс занятий по постановке звуков и введению в речь.

   
   
 
  • Карта сайта
  • Реклама
  • Обмен ссылками. Бесплатное продвижение.
  •  

    Добавление сайта в каталог
    Pазместите у себя на сайте любую из кнопок и получите две своих на разных сайтах
    pro-nad.ru Москва

    © Студия PRO-NAD pro-nad@ya.ru

    записаться на консультацию

    Детский Центр "Детвора" на Ленинском предлагает пользоваться помощью семейного психолога по субботам. Зписаться можно на, по електронной почте: superolga1@ya.ru



    Детский Клуб в Коньково, приглашает в свой День Рождения провести в кругу талантливых актёров театра и кино.
    Чтобы детство запомнилось весёлой безоблачной порой, было по-настоящему счастливым, рядом с малышом обязательно должны быть любящие родители, готовые не просто дарить подарки, но делать это оригинально, с открытием волшебной занавеси.

    Найти с помощью Gooooooogle

     

    Яндекс.Метрика