Трудно представить современного человека без телевизора, компьютера и Интернета. Мы привыкли ежедневно узнавать из СМИ погоду и новости, задавать вопросы Гуглу или Яндексу, делать покупки в интернет-магазинах… Разумеется, передавать такие навыки ребенку естественно, так же, как учить его вести себя за столом, одеваться, общаться. Мы передаем детям все, что знаем и умеем, обучая их пользоваться всеми благами цивилизации. Однако освоение некоторых из них требуют очень серьезного и вдумчивого контроля со стороны родителей. Иначе такие блага (а именно к ним относятся современные средства массовой информации) могут причинить серьезный вред физическому здоровью и психическому развитию ребенка. Большинство родителей знает, каковы основные последствия для физического здоровья постоянного сидения у телевизора или компьютера: ухудшение зрения, формирование неправильной осанки, головные боли как следствие перегрузки зрительного и слухового канала восприятия, а основным для двух-трехлетнего возраста остается симптомокомлекс, называемый гиподинамией (отсутствие необходимого для нормальной работы детского организма уровня физической активности). Ребенок, просиживающий часами у экрана телевизора, не делает самого необходимого для своего развития – не двигается. Он не тренируется физически, не участвует в происходящем вокруг. Это неестественное для маленького ребенка бездействие затем сменяется таким же неестественным возбуждением, поэтому после длительного просмотра телевизора дети не могут найти себе занятие, ведут себя агрессивно и вызывающе. Причем это не всегда связано с просмотренной передачей, а просто вызвано бездействием перед экраном. Детей, для которых времяпрепровождение перед экраном телевизора – явление обычное и постоянное, можно отличить от других. У них наблюдаются некоторые нарушения психического развития, которые трудно будет скорректировать в школьном возрасте, а в подростковом – практически невозможно. Причина этого – в том, что у детей, часто и много смотрящих телевизор, преобладает пассивное восприятие. Это значит, что информация усваивается примерно так:
стимул, «готовый к употреблению» (ситуация, зрительно-слуховой образ) →восприятие стимула (зрение+слух) → эмоциональная реакция (принятие или отвержение, нравится или нет) → память
для сравнения, при чтении текста или прослушивании его, происходит следующее:
стимул (слова, описывающие ситуацию) → воображение, мышление → новый стимул (воображаемая на основе услышанного ситуация) → эмоциональная реакция (ведущая к осмыслению) → осмысление, оценки ситуации в системе хорошо-плохо → возможна эмоциональная переоценка → память
Мы видим, что при чтении работа психики гораздо больше. А это также необходимо для ее здорового развития, как тренировка – для развития мускулатуры. Пассивно воспринимаемая информация не подвергается критическому осмыслению, сознательной оценке. А у маленьких детей критическое отношение не сформировано вовсе, до трех лет малыш может бессознательно копировать увиденное или услышанное. А ведь увиденным может оказаться жест нападения, удар, плохие манеры за столом, кривляние; а услышанным – оскорбительное, а порой и нецензурное слово. То, что ребенок не понимает значения слова или жеста в полной мере, не значит, что он не станет его повторять. Еще в начале 20 века психолог А. Бандурра доказал экспериментально, что дети, наблюдая агрессивное поведение на экране, сами тоже начинают вести себя агрессивно. Причем не обязательно именно так, как показано на экране (например, увидев агрессивные жесты, ребенок может не повторить их, но начнет повышать голос, или ругаться плохими словами, проявляя таким образом агрессию). Маленькие дети, много времени проводящие у экрана, нередко с трудом вступают в контакт с людьми, проявляют поверхностный интерес к предметам, мыслят стереотипами, выражаемые ими чувства неглубоки и просты. Из других последствий «телемании» можно выделить отсутствие интереса к чтению, примитивную речь, неспособность пересказать увиденное и услышанное. До десятилетнего возраста «общение» ребенка с телевизором должно быть ограничено. Рекомендованная норма времени у телеэкрана для младшего дошкольника – около 30 минут, за компьютером – около 15 минут в день. И если дети иногда смотрят телепередачи, то за этим должны следовать - несколько минут физической активности: побросать мячик, побегать по комнате, поиграть в прятки; - обсуждение просмотренного, чтобы ребенок вник в суть и еще раз пережил, активно переработал увиденное. Компьютерные игры. Компьютерные игры, как правило, объединены одной идеей: действие и противодействие человека в мире. При этом творчество ограничено и возможно только в пределах задаваемой игрой схемы. Мир компьютерных игр – это иллюзия, мало похожая на реальность. Ребенок, погружаясь в игру, испытывает радость от манипулирования этим искаженным миром. При этом интеллект и фантазия задействованы мало – ведь визуальные образы зачастую примитивны и односторонни. Поэтому использовать в детском и юношеском возрасте компьютерные игровые технологии нужно с осторожностью, отдавая предпочтение развивающим, обучающим, информационным играм. СМИ являются мощным средством влияния на общество, управления им. Через СМИ люди узнают не только о том, что происходит в мире, но и о том, как следует одеваться, питаться, строить отношения, что предпочитать в искусстве, и даже о том, на какие ценности в жизни следует ориентироваться. Абсолютное большинство людей так или иначе вынуждены доверять получаемой из СМИ информации, так как времени на самостоятельное углубленное изучение всех интересующих нас вопросов просто не хватит. Вместе с тем для многих людей важно ощущать себя независимой личностью, имеющей собственное мнение. Как же воспитывается самостоятельность в суждениях, способность критически отнестись к полученной информации, задать вопрос: «А так ли это на самом деле?"? Если в семье принято избирательно относиться к информации и ее источникам, если родители тщательно следят, по крайней мере, до определенного возраста, за тем, что смотрит, слушает и читает их ребенок, обсуждают с ним увиденное, выражая свое мнение и внимательно слушая мнение ребенка - скорее всего, в такой семье вырастет независимый в своих суждениях человек, который будет иметь четкую позицию. Есть такое утверждение: "Кто владеет информацией, тот владеет миром", автором которого считается миллионер Ротшильд, а по другой версии - У. Черчилль. И тот и другой, вероятно, могли убедиться в верности этого закона на практике. Вот и родителям, желающим вырастить самостоятельного и успешного в жизни человека стоит об этом помнить.
|